Мы работаем: будние дни с 10-00 до 19-00

Call +7 (812) 318-70-31

Главная Карта сайта Контакты

Мерчандайзер: все тонкости работы

Наука мерчандайзинга для России является достаточно новой, хотя само слово «мерчандайзинг» на слуху уже в течение нескольких последних лет. Несмотря на то, что в России это понятие появилось достаточно поздно, в странах Европы и США мерчандайзеры уже более шестидесяти лет работают на фронте продвижения товаров.

Нередко в газетах и на интернет-сайтах, посвященных поиску сотрудников, можно увидеть объявления, сообщающие о том, что в ту или иную организацию требуется мерчандайзер. За иностранным словом скрывается специалист, основными функциями которого является правильное и грамотное представление товара на полках магазина. К сожалению, найти хорошего мерчандайзера – задача для отдела HR не из легких. Но современный бизнес не стоит на месте, и развивающиеся прогрессивные компании делают все, чтобы обучить таких нужных сотрудников: проводят обучающие тренинги, семинары, нанимают преподавателей из иностранных бизнес-школ.

Мерчандайзер должен обладать знаниями в нескольких областях, на самом деле очень тесно связанных с продажами. Так, знания психологии обязательно понадобятся для лучшего понимания мотивации потребителя при выборе товара. Маркетинг обязателен непосредственно с точки зрения знания продаж. Для правильного планирования предложения будут необходимы знания в области экономики. Только обладая нужными знаниями, мерчандайзер сможет делать свою работу действительно качественно.

Основная функция мерчандайзера

Основная функция мерчандайзера – создать на витринах и полках магазинов такую выкладку товара, чтобы покупатель не смог пройти мимо и обязательно обратил внимание на этот товар. Таким образом, мерчандайзинг – это еще и имидж марки. Продукция не только должна быть выложена подобающим образом. Ее должны сопровождать рекламные и имиджевые материалы. Эту роль обычно выполняют POS-материалы: ценники, этикетки, макеты товара, листовки, плакаты и прочие рекламные носители. За наличием и расположением всего этого должен следить мерчандайзер. Часто в обязанности мерчандайзера входит консультация торгового персонала по поводу товара и проходящих акций относительно это товара.

Чтобы действительно правильно расположить товар, надо учесть много мелочей. На то, какое количество продукции в итоге уйдет к покупателям, влияет буквально все. Важно подобрать нужное расстояние между единицами товара, проследить, чтобы этикетки были видны и просматривались под самым выгодным ракурсом. Поставить продукцию нужно так, чтобы она находилась на удобном для глаз покупателя уровне, причем поставить нужно именно то количество, которое создаст красивую картинку. Полки и витрины должны соответствовать товару по размеру и стилю.

Наука мерчандайзинга разделяет все товары на две группы: товары повседневного спроса (первой необходимости) и товары импульсной покупки. Важен мерчандайзинг и той, и другой группы. Те товары, которые нужны постоянно, должны быть выложены эффективно. Здесь мерчандайзинг становится весомым конкурентным преимуществом. Для тех вещей, которые не являются жизненно необходимыми, мерчандайзинг тем более важен: чем более привлекательно и интересно будет выставлен товар, тем больше вероятность того, что его купят. Такой товар покупают по принципу «здесь и сейчас»: увидел – захотел – купил. При этом витрина не должна быть кричащей. Все должно выглядеть «как бы ненавязчиво», случайно, но заманчиво и аппетитно.

Как видно, объем работы у мерчандайзера достаточно большой – и это только верхушка айсберга. Эффективный мерчандайзер должен просчитывать поток покупателей, знать все «прибыльные» зоны магазина и стараться расположить свой товар в этих зонах, контролировать цены, следить за соблюдением маркетинга, отслеживать сроки годности товара, прогнозировать спрос с учетом всех тенденций, учитывать остаток товара. Все это нужно сделать не в одной точке, а во всех, где продается вверенная мерчандайзеру продукция. Оптимальное количество точек на одного грамотного мерчандайзера – 10-12 за день. В каждой точке необходимо сделать все, что было перечислено выше – тогда продажи будут показывать положительную динамику. Если хотя бы в одной из точек есть нарушения имиджа, остатков, сроков реализации товара – это уже существенный минус в продажах, который влияет на продажи во всех местах, где представлен товар: сарафанное радио иногда работает быстрее, чем хочется. К счастью, на помощь мерчандайзеру обычно приходит отдел маркетинга, который разрабатывает схему выкладки товара, промоушен. В таком случае работа мерчандайзера значительно упрощается.

При приеме на  работу к мерчандайзеру выдвигаются определенные личностные требования. Чтобы успешно выполнять возложенные на него функции, мерчандайзер должен обладать следующими характеристиками: коммуникабельность, мобильность, энергичность, высокая обучаемость, приятная внешность. Эти качества необходимы, потому что мерчандайзеру приходится иметь дело с очень большим количеством людей: руководство компании, администрация магазинов, представители других компаний, продавцы, а зачастую и конечные потребители. Мерчандайзер – это лицо фирмы. Лицо фирмы не может выглядеть плохо и замыкаться в себе.

Сейчас практически все фирмы, представляющие свою продукцию для продажи, имеют в штате мерчандайзера. Как показывает практика, основной труд в области оптимизации выкладки товара приходится на первые полгода после внедрения мерчандайзинга в компании. После остается только качественно поддерживать созданную модель, корректируя ее в соответствие с потребностями и тенденциями рынка.

Мерчандайзинг – сравнительно молодая наука, которая продолжает развиваться, изобретать новые инструменты эффективного представления продукта. Мерчандайзеры, в свою очередь, становятся все более и более востребованными на рынке труда. На данный момент работа мерчандайзера предполагает достойную и интересную карьеру, где у сотрудника всегда есть возможность совершенствовать свои знания и навыки.

© 2007-2011 «Городское Агентство Мерчандайзинга»
© 1998-2011 Сделано в Мастерской Две Птицы, дизайн Darya.