Мы работаем: будние дни с 10-00 до 19-00

Call +7 (812) 318-70-31

Главная Карта сайта Контакты

Виды мерчандайзинга: визитный, совмещенный, категорийный

Мерчандайзинг – это особая технология, состоящая из комплекса мер, необходимая для того, чтобы организовать максимальный спрос на товар с помощью грамотного его распределения в рамках торгового пространства. Мерчандайзинг включает в себя следующие мероприятия: обеспечение необходимого количества товара, достаточного для удовлетворения потребительского спроса; анализ и аудит реализации товара; мониторинг цен, рекламных кампаний и реализации аналогичного товара у конкурентных производителей; выкладка товара в полном соответствии с разработанной планограммой; формирование за счет выкладки товара лояльного отношения покупателей к продукту; увеличение количества точек продаж товара.

Мерчандайзинг рассчитан на то, что 70% покупателей принимает решение о том, какой товар положить в корзину, непосредственно в магазине. То, купит человек товар или нет, зависит от его сиюминутного решения, принятого непосредственно перед полками с товаром. Поэтому полки с вашим товаром должны выглядеть настолько привлекательно, чтобы покупатель принял решение в вашу пользу. При этом важно не напугать покупателя излишней вычурностью или слишком громкими рекламными обещаниями. Учитывайте то, что российский покупатель достаточно запуган в свое время неоправданной рекламой, и поэтому сейчас относится к ней с недоверием и скептицизмом.

Если снова обращаться к статистике, то можно увидеть, что покупатели тратят на 13% больше денежных средств в тех магазинах, где мерчандайзинг тщательно продуман и неукоснительно соблюдается. Исходя из этого, становится понятным, что тот производитель, который своевременно и качественно позаботился о мерчандайзинге своего товара, в итоге получает прибыли, которые упустили его конкуренты, посчитавшие мерчандайзинг пустой тратой ресурсов компании в надежде на то, что хороший товар сам себя продаст. Сами посудите, как часто бывает следующая ситуация. Мы приходим в магазин за товаром определенный марки, но не видим его по причине отсутствия или по причине более привлекательных предложений конкурентной продукции. Что мы сделаем? Скорее всего, мы купим товар конкурентов, которыми в данном случае окажутся производители, уделившие мерчандайзингу определенное внимание. Конечно, эта ситуация, как и мерчандайзинг сам по себе, более актуальна для супермаркетов и гипермаркетов. Однако и в небольшом магазине товар должен быть представлен покупателю правильно. В противном случае даже небольшой беспорядок в маленьком магазине может повредить имиджу всей торговой марки, а значит, и снизить общие продажи.

Для того чтобы мерчандайзинг работал, необходимо нанять специально обученного человека или поручить это отдельной компании, специализирующейся на мерчандайзинге. Как показывает практика, дешевле обратиться именно к специальной компании, чем самостоятельно набирать, обучать, контролировать и содержать целый отдел мерчандайзинга. В этом случае вам не надо будет расширять офис, искать новых сотрудников, заказывать дорогостоящие тренинги и курсы для их обучения, регулярно выплачивать им заработную плату. Достаточно будет заключить договор с агентством мерчандайзинга и договориться с ним о стоимости работы над проектом.

Агентство мерчандайзинга в рамках своих услуг предложит и выполнит следующие пункты:
- разработает концепцию мерчандайзинга с учетом всех особенностей вашей продукции;
- создаст наиболее оптимальные с точки зрения материальных и временных затрат маршруты для мерчандайзеров;
- тщательно проконтролирует качество работы мерчандайзеров;
- разработает концепцию оформления торговых точек и оформит их в связи с этой концепцией;
- будет регулярно отслеживать наличие необходимого количества товара в торговых точках;
- согласует все необходимые моменты с администрацией магазинов;
- представит подробную отчетность о реализации товара и о своей деятельности;
- разработает и проведет презентации товара для торгового персонала и конечных потребителей;
- предоставит полный анализ эффективности мерчандайзинга.

С точки зрения работы самого мерчандайзера выделяется несколько видов мерчандайзинга: категорийный, визитный и совмещенный. Категорийный мерчандайзинг  подразумевает, что один мерчандайзер закреплен за одной категорией товара на одной торговой точке, где и работает в течение всего рабочего дня. Преимущество этого вида мерчандайзинга заключается в том, что устраняется неоправданная и излишняя конкуренция между производителями товара одной категории, при этом для конечного потребителя создаются наиболее комфортные условия для совершения покупки.

В отличие от категорийного, визитный мерчандайзинг строится по принципу посещения одним мерчандайзером разных торговых точек, расположенных на его маршруте. Визитный мерчандайзер осуществляет работу только с продукцией конкретного производителя. Такой вид мерчандайзинга рассчитан на то, что покупатель захочет приобрести именно товар этой конкретной фирмы, а не какой-либо еще из этой категории.

Совмещенный мерчандайзинг сочетает в себе компоненты и визитного, и категорийного мерчандайзинга, когда мерчандайзер работает с несколькими группами не конкурирующего между собой товара на одной точке в течение всего рабочего дня. Этот вид мерчандайзинга является наиболее оптимальным с финансовой точки зрения, так как все расходы распределяются между всеми заказчиками мерчандайзинга. При этом работа мерчандайзера является более эффективной за счет высокой сосредоточенности на реализации продукции именно в данной конкретной торговой точке и отсутствия необходимости тратить свое рабочее время на перемещение между несколькими точками продаж.

Обращаться к агентству, специализацией которого является мерчандайзинг, или нанимать и обучать мерчандайзера самим, а также какому виду мерчандайзинга отдать предпочтение – решать конкретному производителю или дилеру продукции. Однако в любом случае, важно помнить, что мерчандайзинг действительно показывает ощутимые результаты, и затраты на его внедрение достаточно быстро окупаются.

© 2007-2011 «Городское Агентство Мерчандайзинга»
© 1998-2011 Сделано в Мастерской Две Птицы, дизайн Darya.