Мы работаем: будние дни с 10-00 до 19-00

Call +7 (812) 318-70-31

Главная Карта сайта Контакты

Визитный мерчандайзинг

Мерчандайзинг – значимая и очень популярная ныне в торговой сфере услуга. Качественный мерчандайзинг, то есть правильная организация точки продажи продукта, способен повысить продажи в разы. Функции, связанные с мерчандайзингом, может выполнять определенный человек в компании – мерчандайзер. Часто мерчандайзинг заказывают компаниям, специализирующимся на этом.
Чтобы получить, точнее, купить эту услугу, компания-заказчик заключает договор с той фирмой, которая должна разработать и осуществить мерчандайзинг. Сначала к работе приступает маркетинговый отдел. Его задачей является разработать планограмму, согласно которой мерчандайзер в дальнейшем будет расставлять товар. Планограмма должна учитывать особенности товара, его целевую аудиторию, наиболее выгодные места для продажи этого товара в магазины, особенности самого магазина, предполагаемый спрос и его колебания. После того, как планограмма разработана, она проходит корректировку непосредственно при выставлении товара в магазине.
После составления и корректировки планограммы согласовывается список торговых точек, в которых должен работать мерчандайзинг, разрабатываются маршруты для мерчандайзеров с учетом количества и площади торговых точек. В среднем, мерчандайзер в день может обслуживать не более 12 магазинов, так как объем работы у этого сотрудника достаточно большой. Маршрут для мерчандайзера разрабатывается с тем учетом, чтобы все точки одного сотрудника находились в логической последовательности (по пути, в одном районе). Некоторые особо радеющие за благополучие своих сотрудников фирмы предлагают мерчандайзерам маршруты по точкам, находящимся рядом с местом жительства мерчандайзера.
Согласно маршрутам составляются маршрутные листы. В маршрутном листе прописывается, какие точки обязан в течение рабочего дня посетить и отработать мерчандайзер. В этих же листах мерчандайзер делает все необходимые отметки, составляя по ним ежедневный, еженедельный и ежемесячный отчеты. По маршрутным листам супервайзер может и должен регулярно проверять мерчандайзера. Далее к работе приступает мерчандайзер.
Для того чтобы мерчандайзинг дал свои плоды, мерчандайзер должен быть обеспечен необходимыми рекламными материалами, планограммами, информацией о товаре, прайс-листами, POS-материалами (буклеты, листовки, шелф-токеры, макеты, буклеты и т.д.).
Функции мерчандайзера весьма разнообразны. Начать работу следует с определения последовательности посещения торговых точек, обозначенных в маршрутном листе, и времени, которое нужно будет затратить на работу в каждой из них.
При расчете времени важно учитывать площадь торгового помещения. Понятно, что в небольшом ларьке нужно будет провести гораздо меньше времени, чем в крупном супермаркете. И дело не только в том, что в ларьке в разы меньше продукции: там можно договориться с одной продавщицей (или с каждой в смене, которых редко бывает больше двух) о том, чтобы она часть обязанностей взяла на себя. Скорее всего, ей хватит времени на то, чтобы следить за выкладкой товара, его количеством, наличием и достоверностью ценников, проведением рекламных акций, сохранностью рекламных материалов. В крупных магазинах все сложнее. Во-первых, объемы продаж совсем другие, соответственно, больше времени уходит на саму выкладку товара и анализ реализации. Во-вторых, в супермаркетах работает большее количество сотрудников, и установить хорошие отношения необходимо со всеми. Нужно войти в позитивные контакты с охраной – чтобы потом пропускали сразу без пропуска, с заведующей – чтобы в случае каких-либо форс-мажоров можно было к ней обратиться, с кладовщиком – чтобы ваш товар находился в удобном вам месте, с продавцами – чтобы они помогли вам с выкладкой и в случае чего грамотно проконсультировали покупателя. Понятно, что для совершения всего этого надо затратить не только больше времени, но и сил, особенно учитывая то, что в супермаркетах достаточно большая текучка кадров и множество смен. В связи с этим мерчандайзер должен отличаться общительностью, доброжелательностью, стрессоустойчивостью, подвижностью, гибкостью мышления.
Когда время и маршрут правильно распределены, то остальная работа двигается четко и быстро. Нужно проверить выкладку товара по планограмме и наличие всех POS-материалов, проанализировать реализацию, при необходимости сделать заказ товара, проверить сроки годности и спрогнозировать дальнейший спрос на товар. По итогам проделанной работы необходимо отчитаться супервайзеру. Если все сделано правильно, то остается только пожинать плоды своей работы в виде растущих прибылей компании и дополнительных премий.
Опытный мерчандайзер, который умеет правильно распределять свое время и договариваться с нужными людьми, как правило, выполняет работу достаточно быстро. При заявленной занятости на полный рабочий день у него есть все шансы освободиться на пару часов раньше. В работе мерчандайзера определяющим является не процесс, а результат работы, выраженный в денежном эквиваленте прибылей от продаж продукта. Однако при всей кажущейся понятности и простоте работы далеко не каждый подходит на роль мерчандайзера. Только человек с хорошими коммуникативными навыками и определенной «торговой хваткой» может действительно качественно и эффективно выполнять эту работу. К сожалению, нередко на должности мерчандайзера можно увидеть студента, который не имеет нужного представления обо всех тонкостях своей работы и сводит ее только к выставлению товара по планограмме. Как правило, такие сотрудники долго на должности мерчандайзера не задерживаются, в дальнейшем относясь к этой профессии негативно или снисходительно. Однако если подходить к работе со всей ответственностью, то она не только захватывает своей разнообразностью и многогранностью, но и предполагает хорошие перспективы в плане карьерного роста.

© 2007-2011 «Городское Агентство Мерчандайзинга»
© 1998-2011 Сделано в Мастерской Две Птицы, дизайн Darya.